Самые первые чернила и инструменты для письма. Все, что нужно знать о прошлом времени в английском

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова- значки. Потом дощечки сушили и обжигали в печах, как горшки. Иногда запись была очень длинная и занимала много глиняных табличек. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавались книги. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.


В древнем Египте в качестве материала для письма использовали растение, которое в изобилии росло по берегам реки Нил. Это растение называлось ПАПИРУС. Толстые стволы разрезали на полоски и высушивали. На них писали палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка обычно длиной около 6 метров.


После чтения свиток сворачивали в трубку и хранили в особом футляре. Много веков люди пользовались папирусами. В Британском музее в Лондоне хранится папирус длиной 40 метров, но встречались свитки 45- метровой длины. Свиток – это одна сплошная страница. На свитках записаны документы, научные труды, литературные произведения народов Древнего Востока, Греции и Рима.


Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма. Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.








Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила (подразумевается: уличая в краже) княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив [на коня] княжеского мужа, [идти] на очные ставки. А ты, если [еще] не взял тех денег, не бери у него ничего"




На смену папирусу и бересте пришел новый писчий материал – ПЕРГАМЕНТ. Пергамент получали из тонко выделанных шкур быков, он был удобнее, а главное долговечнее папируса и бересты. Но это был очень дорогой материал. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!


По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади. Поэтому даже когда на Русь пришел пергамент, берестой еще долго продолжали пользоваться как более дешевым материалом.


Сначала книги из пергамента делали по традиции в форме свитков, а затем стали сгибать большой лист пергамента вчетверо, в виде тетради. Слово «тетрадь» как раз и происходит от греческого «тетради он», что означает «сложенный вчетверо». Несколько тетрадей сшивали вместе и получали книгу, очень похожую на современную. И называлась такая книга «КОДЕКС».


Первыми создателями рукописных книг были монахи. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах.




«Остромирово Евангелие»- это самая древняя русская рукописная книга. Написана она в середине XI века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Писалось Евангелие почти семь месяцев. За день писец успевал написать не более 3 страниц.


Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.


Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.


Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» или «буквицу» – чаще всего писали красного цвета. С тех пор говорят – "писать с красной строки". Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.












Во 2-ом веке до н. э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренности коры тутового дерева. Китайцы 800 лет хранили секрет производства бумаги. Ни один писчий материал не получил такого признания, как бумага.




Бумага для письма была дешевле пергамента и удобнее, чем береста. Поэтому в более поздние времена на пергаменте выполняли только очень ценные книги, в основном необходимые для церковного обихода: Евангелие, Апостол, а также синодики или летописи, передававшиеся из рода в род.


Среди древнерусских книгописцев были, конечно, не только переписчики, но и писатели. Они записывали народные предания, описывали происходящие вокруг события, писали свои сочинения. Каждая летопись начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщается о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: " В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было). Древнейший писатель, имя которого нам хорошо известно, Нестор-летописец автор первой истории русского государства – Повести временных лет.










Рукопись, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.








19 апреля 1563 года Фёдоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию. Открыл он её по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел.




Первая печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Сам Иван Грозный посетил типографию Фёдорова и остался доволен.


Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Поэтому шрифт её воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками.


А еще Иван Фёдоров создал азбуку, используя славянские буквы. Эту азбуку напечатали, и стали по ней учить детей не только из богатых семей, но и из бедных. Чтобы украсить страницы, Иван Фёдоров придумывал и сам вырезал различные заставки, концовки. Страница из первого печатного букваря Ивана Фёдорова 1574 года



…Большое видится на расстоянье... Современникам увы! не дано по достоинству оценить смысл и значение события, которое совершается у них на глазах. Это относится и к возникновению книгопечатания, свершившего подлинную революцию в распространении информации, а значит и в развитии культуры, научного знания, литературы и искусства.


Сегодня процессы изготовления книги автоматизированы. Но и сегодня книга проходит определенный путь прежде чем попасть к нам в руки. 1. Прежде всего автор пишет свое произведение. 2. Сдает его в издательство. 3. Здесь корректор проверяет и исправляет ошибки в тексте 4. Редактор проверяет и готовит текст к печати 5. Художник создает иллюстрации к книге 6. И тогда рукопись попадает в типографию Здесь она пройдет ещё множество автоматизированных процессов





Электронные книги (e- books) относят к специальным планшетным компьютерам для отображения текстовой информации, которая представлена в электронном виде. Термином «электронная книга» называют как устройства для чтения, так и сами книги в электронном виде.


Их появление обусловлено развитием и специализацией планшетных компьютеров вообще. К тому же современные электронные книги часто оборудованы сенсорным экраном и имеют расширенный набор функций. Первое устройство узкоспециализированное для чтения электронных документов было разработано в 1996 году. Но оно получилось слишком дорогим и не пошло в серийное производство.


Большую популярность получили модели, использующие электронную бумагу в качестве экрана. Такие модели электронных книг стали выпускаться в 2007 году. Появились уже современные модели с цветными экранами. Электронную книгу с таким экраном можно испльзовать и для других целей. Например для работы в интернете или просмотра видео.


Что же ждет книгу в будущем? Многие специалисты считают, что компьютер и Интернет сильно потеснят печатные издания. Этот процесс уже начался. Однако, скорее всего, они будут дополнять друг друга. Ведь если научную информацию удобнее и быстрее получать через глобальные компьютерные сети, то художественную книгу гораздо приятнее читать, держа ее в руках.



Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.
Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме.

Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.
Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:
  • моногенеза (изобретена в 1м месте)
  • полигенеза (в нескольких очагах).

Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

  1. месопотамский (шумеры)
  2. египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)
  3. письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.
Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.
Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.
Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".
Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.
Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.
Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.
На рубеже IV -- III тысячелетия до н. э. фараон Нармер покорил Нижний Египет и приказал увековечить свою победу. Рельефный рисунок изображает это событие. А в правом верхнем углу -- пиктограмма, которая служит подписью к рельефам. Сокол держит веревку, продетую сквозь ноздри человеческой головы, которая как бы выходит из полоски земли с шестью стеблями папируса. Сокол -- символ царя-победителя, он держит на привязи голову побежденного царя Севера; земля с папирусами -- это Нижний Египет, папирус ее символ. Шесть его стеблей -- шесть тысяч пленных, так как знак папируса означает тысячу. Но можно ли было рисунком передать имя царя? Откуда известно, что его звали Нармер?
Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки, составлявшие его название. Рисунок навозного жука означал три звука ХПР, а рисунок корзины -- два звука НБ. И хотя такие звуки оставались рисунками, они уже стали фонетическими знаками. В древнеегипетском языке были слова с одно-, двух- и трехбуквенными слогами. А так как египтяне гласных не писали, то односложные слова изображали один звук. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы.
Переход от конкретных к абстрактным предметам, которым не соответствует наглядный образ. Китайские иероглифы возникли из рисунков (13в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.
В конце концов во всех очагах земного шара знаки начинают отображать звуки. Знаки получали привязку к звучанию целого слова. Пользоваться таким письмом было очень сложно – это искусство. Очень сложная система письма, но она удовлетворяла древних, т.к. ею могла пользоваться лишь ограниченная каста людей, для которых это знание было средством к существованию.
Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -- иероглифами (от греческого hieroglyphoi -- священные письмена).
В 12-13 вв. до н.э. на ближнем востоке - время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой . Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.
Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма выделился алфавит . Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка. Арабами и евреями использовалось письмо без гласных. Существовала сложная система угадывания, дававшая тем не менее постоянные сбои. Позднее появилась система огласовок, но тем не менее в быту евреи и арабы пользовались письмом без огласовок.
Греки заимствовали финикийскую систему. Греческий язык – индоевропейский. Греки вводят знаки для гласных – это переворот. Греки изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные. Позже стали изображать ударение (место и тип), придыхание. Также ввели изображение просодики (аналог нотам), что невозможно в случае русской письменности и потому нами не используется.
Можно ли ответить на вопрос: кто, какой человек изобрел систему письменности? Кто первым стал применять алфавитное письмо? На эти вопросы нет ответа. Возникновение письменности было вызвано требованием жизни общества и государства, хозяйственной деятельности людей -- и письменность появилась. Но алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени. Так, Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка. Вместе со своими учениками Маштоц отправился в разные страны изучать письменность. Это была "настоящая научная, быть может, первая в мире лингвистическая экспедиция, поставившая своей целью выработку алфавита", -- писал член-корреспондент АН СССР Д. А. Ольдерогге.
У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.
В Таджикской республике было много неграмотных, так как арабское письмо, которым некогда пользовались таджики, очень сложное. Теперь таджики пишут по-таджикски русскими буквами.
Создаются письменности и в странах современной Африки.

Пишет тебе письмо из далёкого 2017 года ученик 6 класса Ключевской средней школы №27 Могочинского района. Я твой правнук, но ты меня не знаешь. А тебя я видел на старых фотографиях моей бабушки, твоей дочки. Как много я слышал о тебе, о твоих подвигах, совершённых на фронте. Мне бабушка рассказывала о том времени, об ужасах войны. Как ты воевал, как был дважды ранен, как ты писал домой письма с фронта, поддерживая добрыми и ласковыми словами свою семью. Сохранились твои ордена и медали, полученные на войне. Почему награды не говорят? Ведь много интересных историй скрыто в их металле, вот бы услышать. Мы всегда вспоминаем о тебе с любовью. «Дедушка был очень строгий, но заботливый, чувствовал ответственность за всё, что происходило в семье», - вспоминали моя мама и тётя. Я очень горжусь тобой, прадедушка: ты воевал с фашистами и отстоял честь и независимость нашей Родины! Память о тебе всегда будет жить в наших сердцах. Когда я думаю о том, что ты не пожалел своей жизни ради мира, то понимаю, что ты защищал свою Родину, чтобы у неё было светлое будущее. Я не знаю тех людей, которые воевали с тобой, но я хочу сказать всем спасибо. Спасибо за наше счастливое детство! Ты воевал, чтобы твои дети, внуки, правнуки никогда не видели войны. Благодаря тебе и таким же, как ты, я живу под мирным небом. Сегодня я могу свободно ходить в школу, играть на улице с друзьями, заниматься любимым делом, видеть счастливое лицо моей мамы.
Дорогой прадед! Я хотел бы спросить тебя, а на войне страшно? Больше всего я хочу, чтобы война не повторилась. Я люблю свой посёлок, свою Родину и не хочу, чтобы наша страна воевала. Сегодня осталось в живых совсем немного участников Великой Отечественной войны. Среди них и наш односельчанин Данилов Алексей Николаевич. Ему 92 года, и мы очень гордимся, что он защищал Родину вместе с тобой. Вы подарили нам Победу, которую мы празднуем каждый год 9 мая. Это самый светлый и радостный праздник для нас. В этом году исполняется 72 года Великой Победе. День Победы - странный праздник, когда люди и радуются и плачут.
Как бы мне хотелось с тобой встретиться, рассказать о нашей счастливой жизни, обнять тебя и сказать, как я тебя люблю и горжусь тобой. Я хочу сказать тебе, чтобы ты не волновался. В нашей стране растёт хорошее поколение молодых и энергичных патриотов Родины. И мы помним ваш подвиг, ваши победы. И мы помним цену этой победы. Мы всегда будем против войны. Ведь нам нужна «одна победа, одна на всех!» Я обещаю вырасти хорошим человеком. Жаль, что ничего я для тебя сделать не могу. Я никогда не получу от тебя ответа, но это неважно. Мы о тебе помним, ты жив в нашей памяти, а это главное!
Твой правнук Артём.

Масонство в его прошлом и настоящем … Википедия

Масонство в прошлом и настоящем La Massoneria ieri e oggi Жанр: история масонства

L’année dernière à Marienbad Жанр драма / мелодрама Режиссёр Ален Рене Продюсер … Википедия

В прошлом году в Мариенбаде L Annee Derniere A Marienbad Жанр притча Режиссёр Ален Рене Автор сценария Ален Роб Грийе В главных ролях Дельфин Сейриг … Википедия

- (L annee derniere а Marienbad) Франция Италия, 1961, 93 мин. Экзистенциальная притча. Этот фильм в момент своего появления вызвал бурю споров, массу противоречивых оценок от восторгов до полного неприятия, став на какое то время чуть ли не… … Энциклопедия кино

Связать? … Википедия

Летось, прошлого года Словарь русских синонимов. в прошлом году летось (прост.); прошлого года (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Из романса «Темно вишневая шаль...». Авторы слов и музыки неизвестны. Начало романса: Я о прошлом теперь не мечтаю, И мне прошлого больше не жаль. Только много и много напомнит Эта темно вишневая шаль. Энциклопедический словарь крылатых слов и… … Словарь крылатых слов и выражений

Некогда, когда то Словарь русских синонимов. в далеком прошлом нареч, кол во синонимов: 6 в старину (7) … Словарь синонимов

Вчера, накануне Словарь русских синонимов. в недавнем прошлом нареч, кол во синонимов: 2 вчера (17) … Словарь синонимов

Бывало, прежде, встарь, некогда, во дни оны, в бывалошное время, в прежнее время, раньше, в оны дни, позади, когда то, в свое время, во время оно, одно время, в былое время Словарь русских синонимов. в прошлом нареч, кол во синонимов: 17 бывало … Словарь синонимов

Книги

  • Крым Страницы истории с древнейших времен до наших дней Историк Журнал об актуальном прошлом , Рудаков В. (ред.). Специальный выпуск журнала «Историк» подготовлен к пятилетию воссоединения Крыма с Россией и посвящен ключевым событиям многовековой истории Крыма. Впервые о далеком и недавнем прошлом…
  • Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности , Ян Ассман. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга гейдельберского египтолога профессора Яна Ассмана посвящена роли, которуюиграет память о…

Основными материалами, на которых написаны древнерус­ские рукописи, были пергамен, береста (березовая кора), позже бумага.

Пергамен - особым образом выделанная кожа, обычно теля­чья, баранья или козлиная, наилучшие его сорта получались из шкуры новорожденных телят и ягнят - более тонкой и пластичной, и не испорченной укусами оводов и слепней. Пергамен (пергамент) получил свое название от города Пергама (Бергама) в Малой Азии, где во второй половине II в до н.э. изобрели технологию его изготовления: снятую шкуру животного обрабатывали – счищали шерсть и мясо, затем натягивали на раму, тщательно выскабливали, золили, готовую кожу обрезали для получения листов. Выделанный пергамен был белого или желтоватого цвета. Пергамен был дорогим материалом, и в дело шли даже забракованные листы, например, поврежденные ножом при первичной подготовке ("дырявый пергамен"), или куски с плохо вычищенным жиром, не впитывающие чернила ("пергамен с зализами"). Встречаются рукописи по смытому или соскобленному более раннему письму. Они назы­ваются палимпсестами (от греч. palin – "опять", psao – "скоблю"). Износившиеся или ставшие ненужными рукописи смывались или соскабливались (обычно пемзой). Сейчас существует множество методик прочтения палимпсестов. Но среди русских рукописей палимпсесты редки, большинство из них сохранились в библиотеках Западной Европы.

На Русь пергамен попал из Византии, и назывался "харатья" (от греч. хартион, хартия), а рукописи на нем именовались "харатейными ". Кроме того, для пергамена использовались названия "кожи " или "телятины ". Слово "пер­гамент " в Московском государстве появилось только в XVII веке. Пергамен использовался в качестве материала письма в XI-XIV вв., т. е. до появления бумаги, и был основным материалом уставного письма. Особенностью пергаментных рукописей было отсутствие како­го-либо стандарта, ибо формат зависел от размера кожи.

Каждой найденной бере­стяной грамоте присваивается номер, сейчас их количество превышает тысячу. Рукописи на бересте встречены в Северо-западной Руси: Новгороде, Пскове, Старой Руссе, Смоленске, Витебске, что связано не столько с местом наибольшего распространения этого вида материала, сколько с хорошей сохранностью органических артефактов в болотистых почвах этих мест.

Чтобы использовать бересту как писчий материал, ее специально готовили: с внутренней поверхности удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Дополнительную эластичность бересте придавали с помощью кипячения в воде со щелочью. Но известны и тексты, написанные на необработанной бересте или на вторично использованных предметах (напр., на оторванных днищах туесков). Текст наносился с помощью костяного или железного писала (стилоса) путем выдавливания штрихов. Обычно его размещали на внутренней стороне бересты, реже встречаются рукописи на наружной стороне или с обеих сторон берестяного листа. Известны редкие случаи письма на бересте чернилами. Поскольку на бересте текст не писали, а выдавливали, графика берестяных грамот отличается заостренностью, угловатостью, наклоном к строке, выходом сверху и снизу за пределы строки. Да и бытовое назначение записей на бересте не способствовало тщательному выведению букв, свойственной уставному письму. Поэтому графика берестяных грамот XI-XII вв. скорее напоминает прототип полуустава и иногда даже ранней скорописи.

На воздухе береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек при высыхании, становится ломкой и расслаивается. Т.е., этот материал не был рассчитан на длительное хранение. На нем писали письма, записки, записи для себя. Выбор бересты для подобных целей определялся кратковременным назначением написанного, ознакомившись с письмом, человек обычно сразу выбрасывал его.

Одновременно использовались навощенные дощечки – церы . Они, например, хорошо известны по раскопкам в Новгороде. Была даже найдена цера, сохранившая не только заливку воском, но и остатки текста на ней. Писали на церах теми же писалами, которые употреблялись и для письма по бересте. Причем, как считают специалисты, специальная лопаточка на оборотной стороне большинства известных писал была предназначена именно для того, чтобы "заглаживать", удалять написанное на цере после истечения необходимости в нем. Церы, как и береста, использовались для бытовой переписки, обучения грамоте, написания текстов по хозяйственной отчетности и подсчетам и т.п.

Но иногда на бересте и церах писали и деловые документы (в частности, акты), но все же для записей длительного назначения предпочитали пергамен.

Бумага в качестве материла письма на Руси применялась со вт. полов. XIV века. В XIV – н. XVIII вв. использовалась бумага иностранного производства: итальянская (XIV-XVI вв.), французская (XIV-XVI вв.), немецкая (XV-XVI вв.), поль­ская (XVI в.) и голландская (XVII в.). Переход к бумаге способствовал распространению письмен­ных источников и развитию книгопечатания. Попытки наладить собственное производство бумаги в России относятся к XVI-XVII вв., когда появились первые бумажные мельницы, где изготовля­лась бумага низкого качества. В первой четверти XVIII в. были по­строены десятки казенных и частных бумажных фабрик, способных конкурировать с бумагой иностранного производства и удовлетворять спрос на бумагу в стране. В 1721 г. Петр I принял указ о запрещении употребления иностранной бума­ги в официальном делопроизводстве (в коллегиях, канцеляриях и других учреждениях, как центральных, так и местных).

Если материл письма за последние века изменился сравни­тельно мало, то орудия письма проделали за этот период значи­тельную эволюцию.

Основными орудиями письма до 30-х годов XIX в. были гусиные перья (реже использовались перья лебедей, воронов и даже павлинов). Способ подготовки гусиных перьев для письма почти без изменений сохранялся до XIX века. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячий песок или золу, затем с помощью перочинного ножа очинивали: делали надрез с двух сторон, оставляя небольшой полукруглый желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. После этого перо затачивали. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. С 1830-х гг. в России появились металлические перья - сначала иностранного, затем, с 80-х г. XIX в., отечественного производства. Появление стальных перьев способствовало ускорению письма. Но переход к металлическим перьям был очень медленным. В образовательных учреждениях их допустили к употреблению только в 80-х гг. XIX в., а в нотариальных конторах, канцеляриях, военном ведомстве вплоть до русско-японской войны пользовались гусиными перьями.

Заглавные буквы и заголовки писали кисточкой . Текст берестяных грамот выдавливали острыми костяными или металлическими предметами – писалами . Карандаш (от тюрк. "кара" - черный, "таш" - камень) употреблялся в России со второй половины XVI века. Привычный нам простой карандаш изобрел в к. XVIII в. чех Йозеф Гармут, случайно обнаруживший замечательные свойства смеси графита и глины, и в результате дальнейших поисков разработавший стержни для письма, которые назвал "кохинор" (не имеющий равных). Почти одновременно французский живописец Конте тоже предложил делать пишущие стержни из смеси глины с графитом, но ему пришла в голову еще одна блестящая идея – помещать их в деревянную оболочку. Так родился карандаш в привычном для нас виде. В России карандаши отечественного производства никогда не отличались хорошим качеством. До революции их привозили, в основном, из Германии.

Древнерусские рукописи написаны густыми плотными чернилами коричневого и бурого цветов. Иногда встречаются и черные чернила, для получения которых в обычные чернила добавляли сажу. Методика изготовления стойких, отчетливо видимых чернил была освоена не сразу. В Древней Руси известно много рецептов изготовления чернил: из сажи, уксуса, жженого сена, чер­нильных орешков, ржавых гвоздей, древесной коры. Например, сохранился такой рецепт: "Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде… а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового". В целом в основе приготовления чернил лежала реакция между солями, железистыми и дубильными веществами. В XVII в. для ускорения приготовления чернил вместо ржавого железа стали использовать медный купорос. Чернила глубоко проникали в пергамен и с трудом размывались, даже если смочить письмо. Чтобы чернила не стекали с пера и были вязкими, в них добавляли камедь – клейкое вещество растительного происхождения. Для разного времени и для разных рукописных центров был свойственен особый химический состав чернил, поэтому анализ химического состава и цвета чернил может использоваться для датировки рукописей. В 1880-х гг. появились алазариновые чернила фиолетового оттенка.

Для промокания рукописей использовался мелкий су­хой кварцевый песок, позже -промокательную бумагу. Введение глицерина, а затем спирта обусловило быстрое высыхание написанного, что ограничило употребление промока­тельной бумаги.

Кроме чернил использовались краски , которыми писались заголовки, заглавные буквы, орнамент и другие украшения. Из них наиболее широко применялась киноварь – краска оранжево-красного цвета. Ее часто использовали для написания заглавных букв, а иногда и всей первой строки (отсюда выражения "красной строка " и "рубрика " - от латинского слова рубер – красный). Использовались также охра, лазурь, свинцовые белила, черная краска. В богатых рукописях использовали и золотую краску, которую делали из растертого в порошок золота, замешанного на камеди (т.н. "творное золото "). Серебро в рукописных памятниках встречается крайне редко.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook