Качественная сертификация психологов. Качественная сертификация психологов Личные качества психолога

В России будет разработан законопроект о деятельности психологов, который позволит избавить психологическую помощь от мракобесия.

Тема оказания психологической помощи в современном быстроменяющемся обществе чрезвычайно актуальна. Находясь в постоянном движении, мы редко успеваем подумать о себе, о том, что нас гложет. Накопившиеся проблемы и эмоции могут закончиться срывом и привести к непоправимым последствиям, что требует качественного и своевременного лечения.

Психологи, психиатры (высшее образование + сертификация по психиатрии) и психотерапевты (психиатры со стажем) в России, к сожалению, не пользуются большой популярностью. Это вызвано в первую очередь тем, что сфера деятельности специалистов по оказанию психологической помощи до конца не ясна.

Попытки решения этой проблемы предпринимались еще в 2014 г., но законопроект о регулировании деятельности психологов так и не был принят. Основной причиной этого можно назвать отсутствие достаточно проработанной теоретической и практической базы: не было ясно, что психолог должен делать, а что нет, как глубоко могут зайти его советы и какую ответственность он может понести за непрофессионализм.

Для того чтобы учесть все нюансы и лакуны законопроекта 2014 г., к разработке его новой редакции подключилось профессиональное сообщество, включая специалистов из МГУ. Как сообщают «Известия» со ссылкой на слова директора Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлии Шойгу, новый законопроект будет готов уже в этом году.

В первую очередь перед рабочей группой ставится вопрос о сертификации деятельности психолога, его прав и обязанностей. Но и о пациентах не забыли.

«Вторая задача этого закона - уточнение прав и обязанностей не только специалиста, но, что особенно важно, - клиента, который обращается за помощью. Сейчас единственная защита клиента - профессиональная ответственность специалиста. Нет ограничивающих факторов по использованию методов помощи, нет ограничений по нераспространению информации о клиенте», - рассказала Юлия Шойгу.

Одной из основных задач законопроекта является отделение психологической науки и профессиональной помощи от всякого рода мракобесия, наподобие деятельности ведьм, колдунов, магов. Несмотря на развитие науки, технологий и прогрессивных знаний о мире, разнообразные виды мистических практик до сих пор пользуются немалым успехом.

Экспертное мнение

Ринат Фаридович Галиев, кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт, психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, член Российского общества аналитической психологии

«На данный момент в деле оказания психологической помощи существуют довольно серьезные проблемы, связанные с тем, что психологи в своей практике переходят границу между психологической коррекцией и психологическим лечением. Это разные понятия и разные практики. Когда помощь оказывается здоровому человеку, то особого негативного эффекта нет, но нужно понимать, что, если речь идет о психической патологии, ситуация резко меняется. Если психолог выходит за границы своей квалификации, то он будет нести ответственность за свое вмешательство в психопатологию.

Психолог, психотерапевт и психиатр имеют разные навыки. Сертификация - это дело техническое. Куда важнее четко разграничить грани между специалистами по оказанию психологической помощи.

Сама сертификация психолога уже существует, она обязательна для всех специалистов. Каждые пять лет нужно подтверждать профессионализм не только по основной специализации, но и по дополнительной. Например, врач-психиатр, врач-психотерапевт.

Несмотря на существование закона об оказании психологической помощи, его применение сталкивается с трудностями. Основная проблема заключается в том, что оказание психологической помощи подчинено Министерству здравоохранения, а психологическое образование - Министерству образования и науки. Нужен один конкретный закон и определение юрисдикции, специальный реестр с правами и обязанностями. Это не только поможет защитить пациентов и специалистов от неспециалистов, но и обеспечит понимание сути оказания психологической помощи вообще. Это нужно, чтобы человек понимал, куда и зачем обращается».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Особенности современности, ускоренный темп жизни делают людей уязвимыми к стрессам и конфликтам. Поэтому психолог - это профессия, которая необходима во всех сферах деятельности человека и в любом возрасте.

Специалист по психологии необходим на предприятиях и в школах, а также в других организациях, где люди могут попасть в стрессовую или непривычную для них обстановку, что может повлиять на душевное равновесие, вызвать внутренний конфликт.

Особенности профессии

Профессия «психолог» появилась относительно недавно, что приводит к ошибочным сведениям относительно консультантов по психологии. Психолог это не врач и не имеет медицинского образования, а специалист, который изучает внутреннюю проблематику человека, владеет методами коррекции душевного состояния, помогает людям разобраться в себе и, соответственно, улучшить качество из жизни.

Сертификат специалиста по психологии можно получить в абсолютно разных учебных заведениях, в отличии, например, от психиатра или психотерапевта, которые выпускаются только из медицинских университетов. Эта профессия предполагает изучение не психики, как части организма, а именно внутреннего, душевного состояния человека. Мы предлагаем вам купить сертификат психолога.

Чаще всего люди обращаются к психологу по темам:

    с емейной или детской консультации;

    помощи в стрессовых ситуациях;

    страхов или депрессии;

    самоопределения и смысла жизни;

    проблем в общении;

    работы с болезнями тела;

    выбора партнера и одиночества;

    профориентации.

Личные качества психолога

Иногда люди, которые учатся долго и имеют образование психолога, не имеют личностных качеств для подобной работы, а иногда человек просто призван помогать другим, но он не может себе позволить обучение по разным причинам, будь то отсутствие денег или высокая конкуренция при поступлении в ВУЗ. Однако есть выход, если человек осознал специфику деятельности, готов отдаваться людям, то можно купить сертификат психолога,

Основными личностными качествами психолога являются:

    способность выслушивать - иногда люди, обратившиеся к психологу, нуждаются в том, чтобы их просто выслушали. Слушание, как мощный стимулирующий фактор, важно для раскрытия и дальнейшего решения проблемы;

    Эмпатия и понимание - выслушав человека, психолог умеет и готов поставить себя на его место, чтобы понять причину и найти выход из данной ситуации;

    Эмоциональность - способность не скрывать свои эмоции - положительные или отрицательные - главное искренность в проявлении;

    Умение поддержать разговор;

    Интроспекция - специалист должен уметь наблюдать за собой и чувствовать свое внутреннее состояние;

    Любознательность и пытливость - проявление естественного, ненавязчивого и искреннего интереса к другим людям и их проблемам;

    Умение поддержать разговор - получение удовольствия от процесса разговора;

    Толерантность и способность к самопожертвованию - быть готовым отложить свои дела и уделить время человеку, нуждающемуся в помощи;

    Чувство юмора - психолог может находить смешное во всех даже самых неоднозначных ситуациях.

Имея эти качества и занявшись самообразованием, психолог по призванию может помогать людям, но чтобы устроиться на работу необходим сертификат.

Где купить сертификат психолога

В рамках Системы сертификации профессионального соответствия в сфере оказания психологических услуг и психотерапии по любой психологической услуге / направлению психологической практики могут быть сертифицированы

  • специалисты и индивидуальные предприниматели - психологи, психотерапевты, сексологи
  • юридические лица - психологические, консалтинговые, обучающие центры и другие организации

    работающие в сфере психологического консультирования, медицинской и немедицинской психотерапии, проводящие тренинги и мастер-классы с выдачей сертификатов и без них, а также оказывающие другие психологические услуги.

В сертификате соответствия специалиста (в т. ч. ИП) указывается заявленная Вами специальность в сфере оказания психологических услуг и психотерапии, например:

  • Психолог (доступна для лиц со специальностью «Психология», «Психолог-консультант», «Клиническая психология», «Медицинская психология», «Педагогика и психология», «Практическая психология», «Специальная психология» и так далее)
  • Психолог. Преподаватель психологии
  • Педагог-психолог (в случае присвоения соответствующей квалификации; либо наличия соответствующего курса в основном дипломе - подтверждается вкладышем; либо наличия образования по специальностям «Психология» и «Педагогика»)
  • Логопед, психолог (в случае присвоения соответствующей квалификации; либо наличия образования по специальностям «Психология» и «Логопедия»)
  • Психолог. Клинический/медицинский психолог (в случае присвоения соответствующей квалификации)
  • Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии (в случае присвоения соответствующей квалификации)
  • Психотерапевт (только для лиц с медицинским образованием, имеющих действующий сертификат о присвоении специальности «Психотерапевт» или «Психотерапия»)
  • Сексолог (только для лиц с медицинским образованием, имеющих действующий сертификат о присвоении специальности «Сексолог» или «Сексология»)
  • Другие специальности в сфере оказания психологических услуг, немедицинской и медицинской психотерапии

По итогу сертификации Вам обязательно присваивается квалификация:

  • Специалист - если не предоставлены документы, подтверждающие опыт работы по специальности, либо если профессиональный стаж меньше 5-ти лет
  • Эксперт - требуется наличие 5-ти лет подтвержденного опыта работы*
  • Супервизор - требуется наличие 7-ми лет подтвержденного опыта работы*
  • Супервизор российского уровня - требуется наличие 10-ти лет подтвержденного опыта работы*

*индивидуальные предприниматели могут подтвердить опыт работы свидетельством ОГРНИП

В сертификате соответствия юридического лица указывается только психологческая услуга / направление психологической практики, по которой работающий в штате организации специалист уже имеет сертификат соответствия нашей Системы. Перечень юридических лиц открытый**, ими могут быть любые организации, оказывающие услуги в сфере психологического консультирования, медицинской и немедицинской психотерапии и/или обучения психологии в форме обучающих консультаций, курсов, мастер-классов, семинаров, лекций с выдачей сертификата БЕЗ прохождения итоговой аттестации:

  • психологические центры,
  • психотерапевтические центры,
  • медицинские центры с услугами психологов и/или психотерапевтов,
  • консультативно-психологические центры,
  • тренинговые центры,
  • центры психологии и развития,
  • центры обучения психологии,
  • консалтинговые центры
  • и другие организации, оказывающие услуги в сфере психологического консультирования, медицинской и немедицинской психотерапии и/или обучения психологии в форме обучающих консультаций, курсов, мастер-классов, семинаров, лекций с выдачей сертификата БЕЗ прохождения итоговой аттестации

**требуется наличие в штате хотя бы одного сертифицированного в нашей Системе специалиста по заявленному для сертификации направлению/услуге

Срок действия сертификата - 3 года.

По запросу выдается копия сертификата на английском языке.

Для специалистов с медицинским образованием, сертифицирующихся по направлению «Психотерапия» и «Сексология» срок действия сертификата нашей Системы сертификации не может быть больше, чем срок действия сертификатов, подтверждающих их право работать по сертифицируемому направлению.

Для юридических лиц, сертифицирующихся по направлению «Психотерапия» и «Сексология» срок действия сертификата нашей Системы сертификации не может быть больше, чем срок действия сертификатов, подтверждающих право их штатных сотрудников работать по сертифицируемому направлению.

Для юридических лиц, сертифицирующихся по направлению «Психотерапия» и «Сексология» срок действия сертификата нашей Системы сертификации не может быть больше, чем срок действия медицинской лицензии по сертифицируемому направлению.

Получить сертификат психолога - правильное решение в условиях современного рынка труда. Специальность психолога становится все более востребованной и популярной. Для экономии времени стоит психолога в Москве. Специфика в том, что согласно официальной документации специалист не считается врачом в полном смысле, таким образом он принимает не пациентов, а клиентов, не выписывает диагнозы, не проводит лечение, не назначает препараты. Однако официальная трудовая деятельность в этой сфере также регулируется. Для трудоустройства необходимо иметь профильный диплом и сертификат специалиста. Он откроет возможности для начала профессиональной деятельности.

Как получить сертификат психолога?

Получить образования по направлению "Психология" можно в большинстве высших учебных заведений страны. Для получения придется дополнительно пройти проверку квалификации, что приведет к дополнительным затратам по времени. Предлагаем альтернативный вариант оформление корочки о прохождении курсов. Покупка позволит получить документальное подтверждение должного уровня компетенции в кратчайшие сроки. Достаточно оформить заказ онлайн вместо прохождения бюрократических процедур сертификации. После этого сможете выполнять профессиональные функции:

  • диагностика и коррекция;
  • экспертное консультирование;
  • научные исследование;
  • преподавание.

Где приобрести документы без обучения?

Оформление документации медицинской сферы - сложная задача, если речь идет об обеспечении должного уровня качества. Потому выполнение следует доверить специалиста. Наша компания длительное время работает в этой сфере, располагает серьезным опытом, большой базой клиентов. Вы останетесь довольны сотрудничеством, ведь мы гарантируем:

  1. Срочное изготовление. Никакой бюрократической волокиты, задержек, срывов оговоренных сроков. Оформление займет не более 3 рабочих дней.
  2. Высокое качество. В работе используются подлинные бланки ГОЗНАК, заполненные в соответствии со стандартами. Обеспечиваем полную идентичность оригинальным корочкам. Никаких проблем при проверках.
  3. Постоянно на связи. По любым вопросам связывайтесь с нашими операторами. Вам будет предоставлена необходимая информация, консультация. Менеджеры помогут сделать выбор, заказать.

Отличные условия

Приобретение корочки медицинского специалиста обойдется недорого. У нас только доступные цены, предусмотрены скидки. Следите за акциями и бонусными предложениями на сайте. Все детали можно уточнить у менеджеров. Обеспечиваем курьерскую доставку по Москве. Вам обязательно будет предоставлена возможность ознакомиться с документом до внесения оплаты. Гарантируем полную конфиденциальность, работаем без посредников. Сможете получить качественный документ для официального трудоустройства в медицинской сфере без формальностей и проблем. При выполнении учитываются государственные стандарты и пожелания клиента. Выбирайте подходящую корочку и заказывайте!

Юрий Петрович, по данным официальной статистики, только 24% современных выпускников, в том числе и психологов, работают по специальности. Хорошо это или плохо?

Действительно, сейчас в нашей стране около трехсот вузов занимаются подготовкой психологов, и в этом есть свои «плюсы» и «минусы». К положительным моментам я бы отнес то обстоятельство, что для качественного пополнения рынка труда всегда должно быть некоторое перепроизводство выпускников. Если, например, требуется пять психологов, то оптимально было бы подготовить десять. Из них пятеро лучших станут настоящими специалистами.

Кроме того, подготовка психологов универсальна, она охватывает большое количество гуманитарных предметов, и если выпускники не идут работать как психологи, то они, как правило, прекрасно устраиваются в смежных областях: PR, консалтинг, управление персоналом. Другое дело, что не во всех вузах обеспечивается хорошая подготовка специалистов. Сейчас мы все чаще сталкиваемся с тем, что низкий профессиональный уровень выпускников приводит к дискредитации психологического диплома.

Какой здесь можно найти выход? УМО предлагает провести своеобразную ревизию подготовки психологов во всех вузах с точки зрения содержания образования. Если министерство вырабатывает общие требования к подготовке специалистов, то мы хотим выделить те индикаторы, которые позволят определить, в каких вузах готовят по-настоящему квалифицированных психологов.

Это не значит, что мы будем закрывать какие-то факультеты или отделения. УМО может разработать систему рейтинга качества подготовки психологов на различных факультетах. Мы заботимся не только о чести мундира, но и о потребителе. Многим такая информация может подсказать, какой вуз следует выбирать для обучения, выпускников какого факультета можно смело брать на работу.

Аналогичные перечни есть и во Франции, и в Германии. Там собираются данные по всем факультетам, анализируются и на основании этого выстраивается определенный рейтинг. На мой взгляд, только таким способом можно сейчас реально изменить ситуацию. Потому что запреты – очень болезненная и сложная процедура, в том числе и для министерства. А предложенная нами система наведения порядка на рынке подготовки психологов проста и понятна каждому.

Юрий Петрович, что вы понимаете под словами «хорошо подготовленный специалист»? Можно готовить психологов, вооруженных глубокими теоретическими знаниями, а можно ограничиться практическими навыками. Какой должна быть оптимальная подготовка?

Если мы говорим о классическом университетском образовании, то оно подразумевает хорошую фундаментальную подготовку, глубокую эрудицию выпускников. Причем студенты должны не только изучать психологические дисциплины, но и знать иностранные языки, философию, логику, то есть весь «джентльменский» культурный набор, который необходим для будущей успешной работы.

Сейчас мы выпускаем специалистов по специальностям «психология» и «клиническая психология», но непосредственная привязанность к будущей деятельности существует только у клинических психологов.

Выпускники основных вузов получают специальность «Психолог. Преподаватель психологии». Но ее получают и зоопсихологи, и социальные психологи, и психогенетики. На мой взгляд, нужно провести более четкую дифференциацию, которая сказалась бы и на самой подготовке. Специальность в дипломе должна соотноситься с реальной специализацией выпускника. Это поможет и работодателю, и самому выпускнику. Сейчас в высшей школе будут приниматься образовательные стандарты третьего поколения, и все это надо обязательно учесть.

Нельзя забывать, что стандарты по психологии создавались очень давно, когда в стране существовало два основных факультета, готовящих психологов: в МГУ и ЛГУ. И специалистов выпускалось не больше двухсот в год на всю страну. Соответственно, их подготовка была универсальной.

Сейчас, с массовым привлечением психологов в практику, возникла сложная ситуация: стандарты остаются прежними и, несмотря на небольшие изменения, они по-прежнему направлены на подготовку «идеального» психолога с фундаментальными знаниями, который к тому же разбирается во всех отраслях этой науки. Но потребность в специалистах такого уровня невелика. В рамках прежней модели выпускники воспроизводили психологическое образовательное или научное сообщество: их готовили для научной работы или для преподавания в университетах. И сейчас, когда началась массовая подготовка психологов, эта модель, к сожалению, не претерпела каких-либо существенных изменений. Поэтому к молодым специалистам есть претензии со стороны работодателей, когда им приходится, приходя на работу, в буквальном смысле слова забывать все то, чему их учили. Единственное, чем полезно классическое образование: та база, которую имеют специалисты, позволяет им достаточно быстро переключиться на любые виды практики.

Что касается удаленности образования от практики, то надо сказать, что высшее образование напрямую не готовит студента к практической деятельности. Поэтому нужно, наряду с фундаментальным образованием, формировать у студентов умение встраиваться в практическую работу. Именно этот навык мы обязаны формировать в вузах: не только научить студентов учиться, но и научить их адаптироваться к той реальной ситуации, в которую они попадают.

То есть, кроме самих знаний, мы должны давать специалистам умение презентировать эти знания.

Без этого специалист останется «вещью в себе».

Но ведь врачи или педагоги, приходя после окончания вуза на работу, не испытывают особых проблем и практически сразу могут начинать самостоятельную деятельность. У них есть унифицированные методики, программы. Может быть, и психологи должны получать такую подготовку?

Говоря об унификации, мы затронули достаточно болезненный для всех психологических факультетов вопрос: что такое психология и какой психологии в каждом из вузов учат? Не секрет, что психология в Московском университете отличается от психологии в Санкт-Петербургском, Ярославском.

Если мы возьмем отдельные разделы: психологию внимания, памяти, то мы столкнемся с проблемой непосредственной зависимости образовательной школы от научной. Ведь факультеты психологии всегда были жестко связаны с научной школой, которая оказывала непосредственное влияние на образовательный процесс.

Часто психологи получают в вузе знания, строго опосредованные особенностями той или иной научной школы. Часть факультетов психологии, которые не имеют собственных научных традиций, тоже оказалась в сложной ситуации. Приезжая на УМО, они начинают выяснять, в соответствии с какими традициями им нужно преподавать, например, психологию памяти, внимания, мышления.

Похожая ситуация возникает при получении грифов УМО на учебники и учебные пособия: издания разных вузов по одной и той же проблеме могут содержать достаточно противоречивые взгляды. Поэтому проблема унификации подготовки психологов стоит не только в практической области. Прежде всего, должна быть общая модель построения образовательного процесса на факультетах психологии. Иначе мы по-прежнему будем напоминать «лебедя, рака и щуку». Необходимо наладить диалог между научными школами. Сейчас возникла необходимость выработки общих подходов в подготовке психологов при сохранении особенностей каждой научной школы.

Унификация мне видится, прежде всего, на уровне образовательных программ. Иначе, получив богатый набор знаний, психолог будет вынужден создавать собственную психологическую теорию и собственную психологическую практику.

К сожалению, большинство специалистов не создают ничего своего, а идут по наиболее простому пути и пользуются доступными западными технологиями: НЛП, коучингом.

Эти поветрия характерны для психологии в силу ее специфики. В определенный период возникает миф об исключительности той или иной методики, и многие встают под ее знамена. Мы это наблюдали сначала с НЛП. Потом, в связи с изменениями в экономике, возникла проблема управления производством. Тогда и «всплыл» коучинг.

Чтобы этого не происходило, психологи должны научиться предвидеть те потребности, которые возникают внутри общества. Иначе нам постоянно будут навязывать различные «модные штучки». Без умения предвидеть ситуацию на несколько шагов вперед, отслеживать возможные вызовы и ожидания общества мы рискуем превратиться в трансляторов психологических практик, которые не учитывают российскую специфику. Не бывает универсальной технологии, которая решала бы все вопросы: ни психоанализ не может этого сделать, ни НЛП, ни экзистенциальная психология.

Нам нужно учиться грамотно формировать разумную, конструктивную потребность в психологии, которая решала бы реально существующие проблемы. Мы этим всерьез никогда не занимались. У нас был крен в область академической психологии. Это важно и нужно, но не может быть города, состоящего из одних фундаментов. Сейчас надо начинать строить здания. И они должны быть такими, в которых люди захотели бы жить!

В нашей стране трудится целая армия психологов. Только в образовании их 64 тысячи. Это люди, которые делают то, что они в силах сделать. И если их не подготовили нужным образом, то это не вина их, а беда. Можно ли им помочь?

Для этих людей необходима четко выстроенная система непрерывного образования и повышения квалификации. При этом переподготовка должна стимулироваться и государством, и мотивацией самих работников. Повышение квалификации можно поощрять и морально, и материально. С другой стороны, нужно разрабатывать и внедрять систему сертификации.

Это достаточно долгая работа.

А кто будет иметь полномочия для разработки критериев эффективности деятельности психолога?

Я думаю, что этим должна заниматься смешанная комиссия с участием работодателей, представителей вузов и психологической научной общественности. Этим трем группам и надлежит совместно выработать показатели эффективности для психологической практики.

Не следует ориентироваться только на мнение работодателей: они могут многого и не знать. Надо принимать во внимание не капризы, а разумные и обоснованные предложения, которые они выдвигают в качестве значимых для них индикаторов. В любом случае это должна быть коллективная работа.

Но введение сертификации предъявляет новые требования и к подготовке специалистов?

Конечно, и я надеюсь, что это чуть-чуть разбудит наши факультеты, будет стимулировать их к развитию. Учебные планы и возможные новые специализации и спецпрактики могут выстраиваться по просьбе работодателей

Можно создать модель экспериментальной подготовки специалистов под конкретный заказ, на базе которой впоследствии могут появиться новые специализации. Мы пока не используем потенциал работодателей как мощный методический инструмент, а лишь рассматриваем их в плане возможного трудоустройства выпускников. Для полезного сотрудничества нужно лишь грамотно наладить диалог, причем он должен проходить на понятном всем языке психологической практики.

Юрий Петрович, а насколько эта модель близка к реальности?

Ровно настолько, насколько есть желание ее реализовать. Такое желание есть, безусловно, у самих работодателей. Оно есть и у факультетов, поскольку мы чувствуем, что если не будем учитывать особенности современного рынка труда, то наиболее сильные из потенциальных студентов уйдут в соседние области: менеджмент, рекламу.

У факультетов должно возникнуть чувство самосохранения, ведь если их выпускники не будут востребованы, то факультет может исчезнуть. В первую очередь это относится к небольшим вузам. Им надо предвидеть, что их ждет в будущем, если они не учтут изменений в экономической и социальной сфере, прогнозировать, насколько их выпускники будут востребованы, куда они пойдут работать.

Безусловно, нужны гарантии и со стороны государства по отношению к потребителям психологических услуг. И если Министерство образования и науки РФ займет в этом вопросе принципиальную позицию и сделает психологические услуги сертифицированными, то и специалисты и потребители будут более защищены. В этой работе может принять участие Общественная палата при президенте России: эти вопросы уже проговаривались на комиссии по здоровому образу жизни.

Но здесь возникает еще одна проблема: те, кто давно работают, вполне обоснованно опасаются введения сертификации. Ведь всегда начинаешь думать: «А судьи кто?» Может возникнуть и страх перед самой процедурой. Поэтому надо сделать сертификацию достаточно понятной, прозрачной и тщательно продумать «правила игры». Должен быть переходный период: 3-4 года, во время которого часть специалистов пройдет эту процедуру. Это, в свою очередь, должно стать серьезным стимулом для развития системы повышения квалификации и переподготовки действующих специалистов.

Беседовала Ольга РЕШЕТНИКОВА



Понравилось? Лайкни нас на Facebook