День независимости Эстонии: праздник благодаря большевистской России. День независимости эстонии – День провозглашения независимости Эстонии

Sputnik Эстония собрал комментарии по поводу парада и столетия независимости Эстонии у трех известных представителей русской общественности страны разных профессий, которые по забавному совпадению носят имя "Сергей".

В субботу, 24 февраля, в государственный праздник Дня независимости Эстонии на площади Вабадузе в Таллинне прошел парад военнослужащих и техники эстонских Сил обороны, посвященный вековому юбилею провозглашения "Манифеста народам Эстонии". Около 1100 солдат и сотня единиц военной техники наглядно продемонстрировали собравшимся зрителям готовность эстонской армии защищать границы государства от посягательств потенциального противника.

Парадом руководил командующий Силами обороны Эстонии генерал Рихо Террас, а принимала парад президент Керсти Кальюлайд. Всего в параде, по сообщению ERR, прошли служащие 50 знаменных взводов, 4 рот, 3 батарей и 20 взводов Сил обороны Эстонии.

Музыкальное сопровождение параду обеспечили оркестры Сил обороны и Департамента полиции и погранохраны Эстонии. Кроме того, свою лепту внес и оркестр сухопутных войск США.

На параде были представлены все рода Сил обороны Эстонии, Объединенные военно-учебные заведения Сил обороны, Балтийский колледж обороны, Караульный батальон, Батальон штаба и связи, 1-я и 2-я пехотные бригады, кадеты Академии внутренней безопасности. противотанковый взвод Раплаской дружины и минометный взвод Харьюской дружины Союза обороны (Kaitseliit), женская добровольческая военизированная организация Naiskodukaitse и Академическая поддружина Таллиннской дружины Союза обороны.

По иронии судьбы в посвященном провозглашению независимости Эстонии параде активное участие приняли иностранные военнослужащие, как из расквартированных на эстонской территории на постоянной основе частей, так и прибывшие специально к празднику.

Иностранцы были представлены знаменными взводами из США, Финляндии, Франции, Грузии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Польши, Швеции и Украины. Кроме того, по площади Вабадузе прошлись пехотные взводы Великобритании и Дании, которые входят в состав тактической группы НАТО, расположенной под Тапа в целях "сдерживания России".

Британские танки Challenger, саперные танки Trojan и боевые машины пехоты Warrior также прогрохотали своей броней по центру эстонской столицы, испуская клубы вонючего едкого дыма.

Благодаря хорошей погоде над центром Таллинна пролетели вертолеты ВВС Эстонии Robinson R44, учебно-тренировочные самолеты L29, итальянские истребители Eurofighter и датские истребители F-16. Чтобы ничто не могло помешать их пилотам, были запрещены полеты дронов и любых других летательных аппаратов над площадью Вабадузе.

После окончания парада все желающие смогли ознакомиться с военной техникой Сил обороны Эстонии, армии США и Королевских вооруженных сил Великобритании. Вниманию зрителей на улице Харью предстали боевые машины пехоты CV9035EE, бронетранспортеры Sisu XA-188, британские танки Challenger, боевые машины пехоты Warrior, саперные танки Trojan и самоходная артиллерийская установка AS90, 155-мм и 122-мм гаубицы, советская зенитная установка ЗУ-23-2, а также зенитно-ракетный комплекс Mistral, противотанковые комплексы Milan и Javelin, 120-мм миномет и мобильный радар Ground Master 403. Гвоздем программы стал американский зенитный ракетный комплекс Patriot, прибывший в Таллинн днем ранее, и "разложившийся" прямо на площади Вабадузе.

Три Сергея под окном…

Sputnik Эстония собрал комментарии по поводу парада и столетия независимости Эстонии у трех известных представителей русской общественности страны разных профессий, которые по забавному совпадению носят имя "Сергей".

Сергей Меньков, автор знаменитого видеокомментария в адрес позапрошлогоднего парада в честь Дня независимости, за который он был уволен со службы в Спасательном департаменте, нынешний "вековой" парад, по собственному признанию, проспал. Разбудили его звуки пролетавших над его домом самолетов и вертолетов.

По словам Менькова, за день до парада он слушал радиопередачу, во время которой ведущий обсуждал со звонившими радиослушателями грядущие торжества. Ему запомнился ответ одной из звонивших, которая заявила, что не хочет мёрзнуть, а лучше посмотрит парад вечером дома по телевизору.

"И я понял - вот она патриотичность наших сограждан. Для неё сделают красивый обзор парада, покажут красивые, удобные ракурсы, ей "лично" улыбнется и помашет ручкой президентша. Все останутся довольны. И эта ведущая с семьей, и президент, и те, кто приготовит этот "салат", и те замёрзшие мальчики и девочки шагающие мимо замерзших, но очень гордых моих земляков. Я поздравляю свою страну, объявившую 100 лет назад о демократической независимости, хотя и не все хотят помнить, что Манифест о независимости был обращен ко всем народам Эстонии", - сказал Меньков.

Музыкальный продюсер Сергей Крутихин пошутил, что тоже "подготовился" к обороне Эстонии, съев с утра банку мульгикапсас (эстонское национальное блюдо из свинины, тушеной капусты и перловки, вызывающее повышенное газообразование в животе).

По словам Крутихина, выступление американского оркестра ему очень понравилось. Это единственное, на его взгляд, что заслуживало внимания: играли красиво, чётко и громко. Парад, в его понимании, это то, что показывает мощь и красоту страны, за что "не стыдно". Однако демонстрация "допотопной техники и нескольких самолётиков" не очень вязалась с мощью.

"Эстония считает НАТО не оккупантами, а партнёрами. Хотя мне до сих пор не понятно, почему Эстония не умеет быть самостоятельной и независимой, как она об этом кричит из каждой подворотни. Ведь по стране, гражданином которой я являюсь, всегда бороздил чужеземный сапог. Но всё равно, хочется верить, что благоразумие возьмёт верх и в нашей стране к власти придут умные люди, заботящиеся в первую очередь о своём народе, о своём благополучии, а не о каком-нибудь племени с Зимбабве или намайданившихся беженцах с Украины, готовых работать за похлёбку", - сказал Крутихин.

Известный правозащитник Сергей Середенко, который в лучших традициях диссидентского движения вынужден работать школьным дворником, в день столетия эстонской независимости провел анализ первой конституции Эстонской Республики и расчистил двор от снега. По мнению Середенко, сто лет Эстонской Республике исполнится 15 июня 2020 года, в день столетия первой эстонской конституции, которая помимо того, что была "слишком демократичной", была ещё и ужасно неполиткорректна своими запретами на право голосовать слабоумным, слепым, глухонемым и обанкротившимся гражданам Эстонии.

Первый параграф Манифеста гласил: "Все граждане Эстонской Республики, независимо от их вероисповедания, национальности и политических взглядов, находятся в равной степени под защитой законов и судов республики".

В преамбуле действующей конституции Эстонии записано, что государство "призвано обеспечить сохранность эстонской нации, языка и культуры на века", таким образом речь идет об одной нации, одной культуре и одном языке.

"Как говорил на заре восстановления независимости один известный эстонский поэт: "Сначала права эстонцев, потом - права человека". Лозунг периода "Поющей революции" "За нашу и вашу свободу!" был предан забвению. С лозунгами действительно так – они забываются. А вот лозунгу "Plats puhtaks!" ("Очистим площадку!") я забыться не даю. И продолжаю, как могу, дело Марта Лаара, дай ему Бог здоровья дожить до суда. А то тут видел его по финскому телевидению - совсем плохой…", - пошутил Середенко.

День независимости Эстонии отмечается 24 февраля. Корни праздника уходят в начало ХХ века, когда в 1918 году в Таллине провозгласили Декларацию о независимости. Именно с 1918 года начинает свою историю свободная и независимая Эстонская Республика.

После Первой Мировой

Обретение самостоятельности эстонцы связывают с Первой мировой войной, когда Эстония также была втянута в войну и отстаивала свою территорию. Сражения длились в течение двух лет, пока, наконец, в 1920 году страна вновь получила свободу. День независимости Эстонии праздновался в течение последующих двадцати лет, пока страна снова не попала под влияние своего большого соседа. В 1940 году после подписания пакта Молотова-Рибентропа маленькая Эстония становилась частью одной большой страны. Это следовало не из общих пунктов советско-германской договоренности, а небольшого секретного протокола, где две европейские сверхдержавы делили Восточную Европу.

Перед Второй Мировой

Не правда ли, события перед началом второй мировой войны, очень напоминают нам сегодняшнее положение в мире. Так же, как и тогда, крупные европейские державы, такие, как Франция и Англия, заручившиеся заокеанской поддержкой признали передачу Эстонии под управление СССР незаконной. Ни одна из стран не поддержала образование новой советской республики Эстонской ССР. Более того, ни одна из крупных западных держав не приняла присоединение Эстонии к Советскому Союзу. О таком празднике, как День независимости Эстонии жителям пришлось забыть на долгие сорок лет.

На руинах империи

Разговоры о свободе стали все чаще звучать в Эстонии лишь в 80-х годах ХХ века, с появлением гласности, перестройки и зачатков демократии в СССР. Люди не боялись открыто выражать свою позицию и выходили на улицы эстонских городов и праздновали, пусть неофициально, зато не менее страстно, День независимости Эстонии. Уже к 1988 году была готова новая декларация о независимости страны, по которым приоритет отдавали не законам СССР, а новым эстонским порядкам.

День независимости Эстонии: Новая страна

Новый День независимости Эстонии наступил 20 августа 1991 года, когда к стране вернулся довоенный статус, потерянный в 1940 году. Советское господство было серьезно представлено в маленькой Эстонии, поэтому войска с территории страны выводили еще в течение трех последующих лет. Несмотря на то, что независимость от СССР настала 20 августа, как и раньше, День независимости Эстонии принято отмечать 24 февраля, на старый лад.

Когда День независимости Эстонии

В Эстонии отмечают самый странный День независимости в мире

24 февраля Эстония отмечает государственный праздник - День независимости (Iseseisvuspaev). Об этом ИА REGNUM сегодня, 22 февраля, сообщили в эстонской общественно-правовой телерадиокорпорации ERR, отметив, что по многолетней традиции в этот день проходят официальные торжественные мероприятия, включая поднятие государственного флага на башне "Длинный Герман" в Таллине, богослужения в Эстонской Евангелической Лютеранской церкви, возложение венков к памятникам в честь государственных деятелей или участников Освободительной войны (1918-1920 годов), военный парад и президентский прием с последующим концертом. Все эти мероприятия в прямой трансляции показывает эстонское государственное телевидение. На зданиях страны вывешиваются государственные флаги, в различных городах и уездах Эстонии проходят многочисленные официальные и общественные мероприятия и акции. В 2013 году дополнительную масштабность празднику придает 95-летняя годовщина с момента провозглашения независимости Эстонии 24 февраля 1918 года.

Тем не менее, отмечаемая 24 февраля дата при всем многообразии официальных "парадных" мероприятий, проводимых в Эстонии, считается среди эстонских историков и журналистов одной из самых странных и противоречивых. Причина - явно не соответствующие смыслу понятия "независимость" условия и обстоятельства, при которых была объявлена независимость Эстонской Республики. Именно объявлена, а не реализована, потому что фактически "независимая" Эстония перестала таковой считаться уже на следующий день, 25 февраля 1918 года. Именно поэтому история "реальная и мнимая" и созданная вокруг нее мифология многими интеллектуалами в Эстонии оцениваются скептически и принимаются как "неизбежность" при формировании позитивного образа молодого государства.

Основная интернет-энциклопедия об Эстонии Estonica в главе "1914-1920 гг. Первая мировая война и обретение Эстонией независимости" признает, что 24 февраля 1918 года Комитет спасения принял "Манифест о независимости" и объявил о создании Эстонской Республики, воспользовавшись уникальным положением. "Русские войска" (отряды эстонских большевиков и группы красногвардейцев из числа бывших царских военнослужащих, Красная Армия еще не была сформирована - прим. ИА REGNUM) покидали Эстонию, а наступающие немецкие войска еще не оккупировали всю территорию страны. 24 февраля в условиях строжайшей секретности и под защитой одного из отрядов зарождающейся эстонской армии в Ревеле (теперь - Таллин) было сформировано Временное правительство Эстонии, которое оставалось "действующим"... до вечера 25 февраля, когда в Таллин вошли немецкие войска, и в Эстонии до ноября 1918 года установился немецкий оккупационный порядок. Члены Временного правительства в объявленной ими "независимой" стране в этот период (февраль-ноябрь 1918 года) либо бежали из страны и скрывались по домам, либо пошли на сотрудничество с оккупационными войсками в качестве представителей местной (не государственной) администрации, либо были арестованы немцами.

Не случайно, что основной информационный сайт для интуристов Visitestonia в главе "История Эстонии: хроника ключевых событий" сразу после революции 1905 года в Эстонии называет события в такой последовательности, игнорируя дату 24 февраля:

*1905:* первая русская революция.

*Февраль 1918:* оккупация Эстонии Германией.

*Февраль 1920 года*: Тартуский мирный договор, заключенный между РСФСР и Эстонией, с признанием независимости последней.

Кроме того, историки Эстони признают, что не все эстонцы и жители страны с восторгом приняли независимость Эстонской Республики, а первое провозглашение независимости Эстонии состоялось и вовсе... 23 февраля в Пярну. Как сообщает историк Аго Паюр в своем исследовании "Рождение манифеста о независимости Эстонии", долгое время самопровозглашенный Комитет спасения боялся озвучивать данный документ в Таллине из-за "явного перевеса большевиков", попытка провозгласить его в Хаапсалу (западная Эстония, 100 км от Таллина) в расположении I Эстонского полка 21 февраля 1918 года тоже не удалась, так как в город вошли немецкие части. В обстановке строжайшей конспирации участники эпопеи провозглашения независимости передали через связного - делопроизводителя Земской управы Яана Соопа - текст данного манифеста командирам Второго Эстонского полка, взявших под контроль центр города Пярну (западная Эстония) после ухода из него "красных" и при отсутствии наступающих немцев. Данный манифест был впервые зачитан с балкона местного театра "Эндла" вечером 23 февраля, что и можно считать официальной датой провозглашения "независимости" Эстонии. Однако официальная историография Эстонии перенесла эту дату на 24 февраля, так как в этот день данный текст был впервые озвучен в Ревеле. До этого в четыре часа дня 24 февраля текст манифеста был зачитан в Вильянди и Пайде (центральная Эстония).

Как отмечает историк Паюр, в ночь на 24 февраля 1918 года эстонские "большевики" получили официальное сообщение Советского правительства о передаче Эстонии германским войскам по условиям Брестского мирного договора, и началась их спешная эвакуация из Ревеля. Комитет спасения решил воспользоваться периодом безвластия. В полдень 24 февраля 1918 года в честь независимости в центре Ревеля прошел импровизированный военный парад из подразделений З-его Эстонского полка. Здесь же на крыльце Реального училища назначенный Комитетом спасения премьер-министром Временного правительства Эстонии Константин Пятс впервые от имени центральной власти страны публично прочитал собравшимся манифест. Через несколько часов в столицу Эстонии вошли немецкие части, и "независимость" Эстонии закончилась. По утверждению историка, первое публичное провозглашение Манифеста в Таллине вовсе состоялось... утром 25 февраля 1918 года исключительно в эстонских гимназиях и "эстонских" церквях. Известно, что немецкая община Ревеля отказалась зачитывать манифест, сославшись на отсутствие перевода на немецкий язык.

Об идеологических противоречиях в вопросе независимости Эстонии среди самих эстонцев того времени красноречиво свидетельствует тот факт, что текст манифеста о независимости рабочие типографии Paevaleht в Таллине отказались печатать. Как отмечает историк Паюр, "дело, видимо, было в мировоззренческих противоречиях", поэтому их заставили это делать при помощи огнестрельного оружия. Получается, что "священный" декрет о независимости Эстонской Республики печатался с применением насилия и угроз.
14:46 22.02.2013

10:37 — REGNUM Сегодня, 24 февраля, Эстония отмечает государственный праздник — День независимости (Iseseisvuspaev). Об этом ИА REGNUM сообщили в эстонской общественно-правовой телерадиокорпорации ERR, отметив, что по многолетней традиции в этот день проходят официальные торжественные мероприятия, включая поднятие государственного флага на башне «Длинный Герман» в Таллине, богослужение в Эстонской Евангелической Лютеранской церкви, возложение венков к памятникам в честь государственных деятелей или участников Освободительной войны (1918−1920 годов), военный парад и президентский прием с последующим концертом. Все эти мероприятия в прямой трансляции показывает эстонское государственное телевидение.

23 февраля в преддверии праздника проходит торжественное вручение государственных наград Эстонии. На зданиях страны вывешены государственные флаги, в различных городах и уездах Эстонии проходят многочисленные официальные мероприятия. Свои поздравления Эстонии в связи с национальным праздником прислали главы многих государств и монархические особы, в том числе и королева Великобритании Елизавета Вторая и президент России Владимир Путин .

Тем не менее, отмечаемая сегодня дата 24 февраля при всем многообразии официальных «парадных» мероприятий, проводимых в Эстонии, считается среди эстонских историков и журналистов одной из самых странных и противоречивых.

Причина: явно не соответствующие смыслу понятия «независимость» условия и обстоятельства, при которых была объявлена независимость Эстонской Республики. Именно объявлена, а не реализована, потому что фактически «независимая» Эстония перестала такой считаться уже на следующий день, 25 февраля 1918 года из-за оккупации страны войсками кайзеровской Германии. Именно поэтому история «реальная и мнимая» и созданная вокруг него мифология культа 24 февраля многими интеллектуалами в Эстонии оцениваются скептически и принимаются как «неизбежность» при формировании позитивного образа молодого государства.

Основная интернет-энциклопедия об Эстонии Estonica в главе «1914−1920 гг. Первая мировая война и обретение Эстонией независимости» признает, что 24 февраля 1918 года Комитет спасения принял «Манифест о независимости» и объявил о создании Эстонской Республики, воспользовавшись уникальным положением. «Русские войска» (отряды эстонских большевиков и группы красногвардейцев из числа бывших царских военнослужащих, Красная Армия еще не была сформирована — прим. ИА REGNUM ) покидали Эстонию, а наступающие немецкие войска еще не оккупировали всю территорию страны. 24 февраля в условиях строжайшей секретности и под защитой одного из отрядов зарождающейся эстонской армии в Ревеле (теперь — Таллин) было сформировано Временное правительство Эстонии, которое оставалось «действующим»… до вечера 25 февраля, когда в Таллин вошли немецкие войска и в Эстонии до ноября 1918 года установился немецкий оккупационный порядок. Члены Временного правительства в объявленной ими «независимой» стране в этот период (февраль-ноябрь 1918 года) либо бежали из страны и скрывались по домам, либо пошли на сотрудничество с оккупационными войсками в качестве представителей местной (не государственной) администрации, либо были арестованы немцами.

Не случайно, что основной информационный сайт для интуристов Visitestonia в главе «День независимости Эстонии» умудряется вообще не упомянуть о событиях 24 февраля 1918 года, сосредоточив все внимание исторической справки на … 23 февраля 1918 года, когда текст данной декларации был впервые зачитан и произошло это не в Ревеле (теперь — Таллин).

Кроме того, историки Эстонии признают, что не все эстонцы и жители страны с восторгом приняли независимость Эстонской Республики. Как сообщает историк Аго Паюр в своем исследовании «Рождение манифеста о независимости Эстонии», долгое время самопровозглашенный Комитет спасения боялся озвучивать данный документ в Таллине из-за «явного перевеса большевиков», попытка провозгласить его в Хаапсалу (западная Эстония, 100 км от Таллина) в расположении I Эстонского полка 21 февраля 1918 года тоже не удалась, так как в город вошли немецкие части. В обстановке строжайшей конспирации участники эпопеи провозглашения независимости передали через связного — делопроизводителя Земской управы Яана Соопа — текст данного манифеста командирам Второго Эстонского полка, взявших под контроль центр города Пярну (западная Эстония) после ухода из него «красных» и при отсутствии наступающих немцев. Данный манифест был впервые зачитан с балкона местного театра «Эндла» вечером 23 февраля, что и можно считать официальной датой провозглашения «независимости» Эстонии. Однако официальная историография Эстонии перенесла эту дату на 24 февраля, так как в этот день данный текст был впервые озвучен в Таллине. До этого в четыре часа дня 24 февраля текст манифеста был зачитан в Вильянди и Пайде (центральная Эстония).

Как отмечает историк Аго Паюр, провозглашение независимости Эстонской Республики в Таллине стало возможным благодаря… большевистской России. В ночь на 24 февраля 1918 года эстонские «большевики» получили официальное сообщение Советского правительства о передаче Эстонии германским войскам по итогам переговоров в Бресте, и началась их спешная эвакуация из Ревеля. Комитет спасения решил воспользоваться периодом безвластия. При этом провозглашение манифеста в Таллине днем 24 февраля на Ратушной площади носило едва ли не кулуарный характер «для своих».

По утверждению историка, первое публичное для народных масс провозглашение Манифеста в Таллине вовсе состоялось… утром 25 февраля 1918 года исключительно в эстонских гимназиях и «эстонских» церквях. Известно, что немецкая община Ревеля отказалась зачитывать манифест, сославшись на отсутствие перевода на немецкий язык. В полдень в честь независимости в центре Ревеля прошел импровизированный военный парад из подразделений третьего Эстонского полка. Здесь же на крыльце Реального училища назначенный Комитетом спасения премьер-министром Временного правительства Эстонии Константин Пятс впервые от имени центральной власти страны публично прочитал собравшимся манифест. Через несколько часов в столицу Эстонии вошли немецкие части, и «независимость» Эстонии закончилась.

Об идеологических противоречиях в вопросе независимости Эстонии среди самих эстонцев красноречиво свидетельствует тот факт, что текст манифеста о независимости рабочие типографии Paevaleht в Таллине отказались печатать, как отмечает историк Паюр, «дело, видимо, было в мировоззренческих противоречиях», поэтому их заставили это делать под угрозой огнестрельного оружия.

А о самой специфике «независимой» Эстонии рассказал историк Мати Граф в своей книге «Эстония и Россия 1917−1991: анатомия расставания». По его подсчетам, как минимум трижды в 1918 году правительство Эстонской Республики просило Великобританию оккупировать свои территории, чтобы защититься от большевиков и немцев.



Понравилось? Лайкни нас на Facebook